День рождения отмечают

Выбор даты

Поиск по имени

Счетчики

free counters

Магзум МИРЗАГАЛИЕВ: Развитие сервисной береговой инфраструктуры – фактор успешного освоения казахстанского сектора Каспия

В Послании народу «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана» Глава государства поставил ряд амбициозных задач по форсированному индустриально-инновационному развитию страны. Значимый блок в нем занимают вопросы нефтегазовой отрасли, и в том числе – береговой инфраструктуры казахстанского сектора Каспийского моря. Именно обустройство нефтегазовых месторождений и структур морского шельфа, создание сервисной инфраструктуры с необходимой производственной мощностью – один из главных факторов успеха нефтяных операций, намеченных на Каспии. Об этом в интервью корреспонденту «КП» рассказал управляющий директор по сервисным проектам АО «НК «КазМунайГаз» Магзум Мирзагалиев.

– Магзум Маратович, полномасштабное освоение месторождения Кашаган, безусловно, подтолкнет к бурному развитию береговой инфраструктуры. Но ведь многие объекты на Каспии должны быть построены еще до начала добычи «большой нефти»…

– Вы правы, и работа в этом направлении ведется давно. Важно понимать, что какими бы ни были привлекательными инвестиционные проекты в нефтегазовой отрасли, они не смогут принести должный экономический эффект без развития сервисной инфраструктуры. Именно поэтому еще в 2003-м была принята Государственная программа освоения казахстанского сектора Каспийского моря. В соответствии с ней определены четыре основных пункта размещения береговой инфраструктуры: города Атырау и Актау, поселки Бау­тино в Тупкараганском районе и Курык в Кара­киянском районе Мангистауской области.

Некоторые инфраструктурные объекты уже построены. Так, в районе Баутино возведены все необходимые объекты береговой инфраструктуры для поддержки морских нефтяных операций. На сегодня здесь эксплуатируются три базы: «Аджип ККО», ТОО «ТенизСервис» (дочерняя организация АО «НК «КазМунайГаз») и ТОО «Балыкши». Услугами баз пользуются более 30 компаний. Основная их деятельность связана с обеспечением потребности морских операторов в услугах по обслуживанию судов, перевахтовке персонала, приготовлению буровых растворов, перевалке и хранению различных грузов и оборудования, отходов бурения и промышленных.

Среди других объектов можно назвать введенный в эксплуатацию в 2003 году причальный комплекс по отгрузке каменной породы. Основное его предназначение – перевалка каменной породы, идущей на строительство морских сооружений на месторождении Кашаган. Мощность комплекса составляет 2 миллиона тонн в год, что в настоящее время полностью покрывает потребности Северо-Каспийского проекта. В случае их возрастания есть все возможности по увеличению мощности.

На территории Актауского международного морского торгового порта также действуют неф­теналивные мощности, верфь по строительству морских металлоконструкций компании «Кеппел Казахстан», завершается строительство верфи компании KCOI, которая расположена в 30 километрах от города Актау.

– Не секрет, что сегодня многие иностранные компании, участвующие в крупных нефтегазовых проектах, через свои филиалы в Казахстане продолжают закупать и оборудование, и материалы за рубежом. Как решается вопрос увеличения доли отечественной продукции?

– Этот вопрос имеет для нас приоритетное значение. Наша цель – не просто развивать сервисные услуги, но и инновационные производства. То есть создавать такой уровень услуг, с которым можно будет выходить на рынок крупных нефтегазовых проектов.

– Уже есть конкретные примеры?

– Конечно. В октябре 2009-го на территории базы поддержки морских нефтяных операций «ТенизСервис» в Баутино было начато строительство завода, который будет выпускать высокотехнологичные растворы для бурения как на водной, так и на углеводородной основе и призван обеспечить потребности операторов, ведущих работы на морских месторождениях, в том числе на Кашаганском проекте. Кроме того, завод позволит повторно перерабатывать отработанный буровой раствор, что означает практически безотходное производство. Завершить первый этап строительства планируется в первом квартале 2011-го, а уже к концу того же года при необходимости можно будет выйти на проектную мощность до 84 тысяч тонн буровых растворов в год.

Также в Баутино завершены работы по отсыпке производственной площадки под дальнейшее строительство и размещение производственных мощностей, ориентированных на потребности морских месторождений.

Я хотел бы отметить и судоремонтный завод, расположенный также в Баутино, который был запущен в июне текущего года. Совместный проект реализуется в партнерстве Национальной морской судоходной компании «КазМорТрансФлот» (дочерней организации КМГ), копании Topaz Energy and Marine Ltd и ТОО «Балыкши». Завод может выполнять текущий и межрейсовый ремонт практически всех типов малых судов, курсирующих в казахстанском секторе моря. Здесь можно будет восстанавливать 50–60 единиц морской техники ежегодно. Для осуществления докового ремонта используется современное судоподъемное устройство, аналогов которому в республике пока нет.

– Один из важных аспектов освоения Кашаганского и других месторождений Северного Каспия – обеспечение экологической безопасности при производственных операциях. Какие меры принимаются в этом направлении?

– Многие со мной согласятся, что авария, происшедшая в Мексиканском заливе, изменила представление об экологии и отношение к ней. Этот случай заставил недропользователей обратить пристальное внимание на обеспечение безопасности нефтяных операций на Каспии – чрезвычайно чувствительной в экологическом плане зоне.

В настоящее время обсуждаются предложения по созданию автоматизированной государст­венной системы мониторинга окружающей среды моря, единого Центра по реагированию на аварийные ситуации, изучение передового опыта нефтяных стран…

Как не раз отмечал Глава нашего государства, наиболее важный и болезненный вопрос, требующий решения, – экологический. НК «КазМунайГаз» делает на этом акцент. Например, построенная компанией «ТенизСервис» станция заправки морских судов Баутино – первый и пока единственный такой объект на Каспии – как раз предназначена для экологически безопасной заправки судов дизельным топливом. Ее мощность составляет 140 тысяч кубических метров в год. Это позволяет закрыть потребности в заправке и бункеровке морских судов и танкеров, обслуживающих месторождения в северной и средней части казахстанского сектора.

Надо подчеркнуть, что важную роль в обеспечении экологической безопасности играют специализированные полигоны: так, размещение отходов, поступающих с морских месторождений, производится на специальных полигонах «Аджип ККО» и ТОО «ТенизСервис», которые находятся в 15 километрах от Баутино.

И конечно же, не могу не упомянуть о проекте в Атырауской области, реализуемом при участии КМГ, – это строительство Северо-Каспийской экологической базы реагирования на разливы, Основное назначение СКЭБР – хранение, техническое обслуживание оборудования по ликвидации разливов нефти, проведение экологического и метеорологического мониторинга, реабилитация животного мира. Ввод объекта в эксплуатацию намечен на август 2012 года.

– Каковы планы «КазМунайГаза» в отношении дальнейшего развития инфраструктурных проектов в поселке Курык? Ведь именно здесь планировалось создать морской порт…

– Начнем с того, что существующий причал Курык был построен в 60-х годах прошлого века как временное сооружение для приема груза и оборудования. Естественно, что создание здесь современной инфраструктуры требует значительных инвестиций.

В настоящее время в этом районе эксплуатируются верфь по строительству морских металлоконструкций мощностью до 20 тысяч тонн в год и база снабжения «Ерсай». Предприятие выполняет заказы оператора Северо-Каспийского проекта по изготовлению металлоконструкций, необходимых для возведения морских объектов, а также операции по логистике.

Развитие здесь прибрежной инфраструктуры также предусматривает создание ряда производственных объектов. КМГ рассматривает возможность строительства в промышленной зоне этого поселка нефтеналивного терминала с резервуарным парком и выносными причальными устройствами, которые могут принимать крупнотоннажные суда. Этот терминал и ряд других объектов, в том числе нефтепровод Ескене – Курык, планируется построить в рамках проекта Казахстанской Каспийской системы транспортировки нефти.

ККСТ предназначена прежде всего для экспорта возрастающих объемов казахстанской неф­ти с месторождения Кашаган (Фаза 2) и Тенгиз (проект будущего развития) через Каспийское море на международные рынки по нефтепроводу Баку – Тбилиси – Джейхан, а также нефтетранспортным системам, расположенным на территории Азербайджанской Республики и других транзитных стран.

Хотел бы отметить, что именно объемы кашаганской нефти, планируемые к добыче во второй фазе освоения месторождения, – основа для обеспечения экономической эффективности проекта. Без наличия подтвержденной минимально необходимой ресурсной базы о его целесообразности говорить рано.

В соответствии с подписанным в ноябре прошлого года Соглашением о сотрудничестве между КМГ и итальянской компанией ENI сейчас проводится работа по определению технической концепции и анализу технических и экономических условий для строительства судоремонтной/судостроительной верфи в поселке Курык. Уже идет разработка ТЭО, чье завершение намечено на конец текущего года. На основе его выводов будет приниматься решение о возможности и сроках реализации проекта.

Есть также планы по потенциальным проектам в Курыке, осуществление которых «увязывается» с успешностью и интенсивностью освоения нефтегазовых структур в южной части казах­станского сектора Каспия. Это, например, база поддержки морских нефтяных операций, полигон размещения и захоронения отходов, промышленная база снабжения.

– Насколько в проектах по развитию береговой инфраструктуры заинтересованы иностранные партнеры?

– «КазМунайГаз» планомерно налаживает партнерские взаимоотношения с ведущими иност­ранными компаниями, которые имеют опыт создания совместных предприятий в области береговой инфраструктуры и оказания сопутствую­щего сервиса.

Какие преимущества получает казахстанская сторона? Во-первых, это увеличение местного содержания при разработке и развитии месторождений, во-вторых, повышение уровня профессионализма отечественных специалистов и, наконец, в-третьих – современные технологии и опыт.

В целом наш сектор Каспийского моря занимает территорию площадью свыше 100 тысяч квадратных километров. Здесь открываются все новые перспективные нефтегазоносные структуры. А значит, потребности в мощной инфраструктуре будут только расти.

– Соответственно, станут увеличиваться потребности в новых технологиях. Расскажите о сотрудничестве в этой сфере.

– Сегодня, сотрудничая с зарубежными компаниями, необходимо в большей степени работать над трансфертом технологий и опыта. КМГ проявляет заинтересованность в налаживании партнерства с целью создания совместных предприятий в области развития береговой инфраструктуры.

К примеру, между «ТенизСервис» и американской компанией MI Swaco (дочерняя организация Schlumberger) в прошлом году было создано СП «ТОО «KazMI». Его основная деятельность – производство и реализация буровых растворов, продажа и предоставление в аренду оборудования для их очистки, переработка отходов бурения. Более того, ввод в эксплуатацию завода по производству буровых растворов, который в настоящее время возводится совместными усилиями на базе поддержки ТОО «ТенизСервис» в Баутино, позволит казахстанско-американскому предприятию выйти на рынок морских нефтяных операций и усилить позиции обоих партнеров.

Также в апреле нынешнего года в Сеуле между АО «НК «КазМунайГаз» и компанией Hyundai Engineering&Construction Co., Ltd. (Hyundai E&C) был подписан Меморандум о сотрудничестве в строительстве инфраструктурных объектов. Нашему корейскому партнеру было предложено выступить стратегическим инвестором, в том числе в проекте строительства нефтеналивного терминала в поселке Курык.

Создание СП с международными компаниями – ключ к успешному развитию сервисных и инфраструктурных, высокоэффективных и инновационных проектов. И национальная компания «КазМунайГаз» намерена и впредь развивать их, максимально используя передовой опыт, оборудование и технологии последнего поколения.

Казахстанская правда