День рождения отмечают

Выбор даты

Поиск по имени

Счетчики

free counters

Серик Султангалиев: Глобальная инициатива – начинаем с малого для реализации большего

Серик СултангалиевВ далеком прошлом – те времена, когда автомобиль был роскошью. Миллионы уже даже не представляют свое существование без быстрого и комфортного «железного друга». Но расплачиваться приходится своим здоровьем: серая выхлопная пелена – закономерная составляющая крупных городов. На помощь приходят альтернативные, более без­опасные виды топлива. Все большую популярность в мире приобретает компримированный природный газ (КПГ) (уже около 10 млн. таких «зеленых» машин колесит по просторам планеты). Казахстан только-только присоединяется к этому экологическому процессу. Причем роль пионера по внедрению «чистого» топлива берет на себя крупный игрок на газовом рынке – АО «КазТрансГаз». Так, по инициативе компании в Алматы в муниципальном автопарке появится в ближайшее время 200 новых автобусов на КПГ. Об интересном и важном для населения Казахстана направлении – наше интервью с генеральным директором АО «КазТрансГаз» Сериком Султангалиевым.

 

– Серик Султангалиевич, для крупной компании, которая контролирует более 12 тысяч километров магистральных газопроводов страны, не станет ли достаточно хлопотным проект по переводу автотранспорта на КПГ?

– В первую очередь необходимо сказать, что это социально ориентированная инициатива. А любая современная уважающая себя компания обращается к подобным «народным» программам. Но для начала я хотел бы подробнее рассказать вам об алматинском проекте, чтобы доказать, что все большое и значимое начинается с малого. Ни для кого не секрет, что красивейший город Казахстана буквально задыхается от смога. Местными властями даже принята была долгосрочная комплексная программа по снижению загрязнения окружающей среды Алматы на 2009–2018 годы. Но еще до этого важного решения обсуждался проект по переводу автотранспорта города на компримированный природный газ. И вот в октябре прошлого года был подписан трехсторонний меморандум между алматинским акиматом, «КазТрансГазом» и BG Kazakhstan по воплощению в жизнь данного проекта. Согласно документу наша компания обязалась профинансировать проектирование и строительство двух специализированных автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций (АГНКС), BG – покупку технологического оборудования, организовав его доставку и монтаж, местные же власти взяли на себя поставку автобусов, оснащенных газобаллонным оборудованием. В итоге в ближайшее время 200 новых автобусов на компримированном природном газе будут перевозить алматинцев.

– Каковы безопасность и экологичность данного вида топлива? И не окажется ли он не по карману автолюбителям?

– Как раз-таки в вашем вопросе три составляющие КПГ – это экологичный, безопасный для окружающей среды и более дешевый вид топлива. Разъясню почему. Эксперты уже доказали, что использование газового моторного топлива снижает содержание вредоносных веществ в выхлопных газах в автомобилях с карбюраторным двигателем на 69%, с дизельными и инжекторными — на 53. По исследованиям шведских экологов, отработавшие газы метановых двигателей на 60% менее вредны для человека, практически не содержат канцерогенных компонентов, на 60–80% меньше разрушают озоновый слой, на 50% меньше способствуют формированию кислотных осадков. К тому же применение природного газа вместо бензина приводит к значительному снижению парникового эффекта.

Помимо экологической составляющей, КПГ позволяет значительно сэкономить средства водителя. Так, одним из неприятных явлений в бензиновых двигателях является смывание масляной пленки с внутренней поверхности цилиндров двигателя, когда топливо поступает в цилиндры, не испарившись. В этом случае бензин в жидком виде попадает в масло, ухудшая его смазочные свойства. Оба эффекта ускоряют износ двигателя. При использовании же газа эти факторы исключаются. Поэтому-то долговечность двигателя при работе с ним оказывается почти в два раза выше, чем у бензинового.

Почувствуют выгоду и пешеходы. Повышение стоимости на проезд всегда вызывает негодование среди населения. Но зачастую это единственный способ для пассажирских автотранспортных предприятий. Один из вариантов выхода из кризисной ситуации – переход на более дешевые виды топлива, коим и является КПГ.

Кстати, в последнее время в мире наблюдается тенденция к более частому использованию природного газа. Многие страны мира уже приняли соответствую­щие национальные программы. Так, например, только в Европе к 2020 году, по прогнозам, будет более 23 миллионов «газовых» автомобилей. Заводской выпуск авто, работающих на природном газе, освоили практически все ведущие мировые бренды. На сегодня мировыми лидерами по численности метановых автомобилей являются Пакистан, Аргентина, Бразилия, Иран, Индия. Среди стран ЕС можно выделить Италию, Германию, Болгарию, Швецию. За последние несколько лет мировой парк подобных машин приблизился к 10 миллионам единиц. Как уверяют эксперты, в случае перевода транспортных средств на газовое топливо топливная безопасность человечества составит не меньше 200 лет. В то время как ресурс нефти может истощиться за 30–50 лет.

– Насколько активно Казах­стан присоединяется к этому процессу?

– Дело в том, что запуск нескольких компрессорных станций и выход на маршруты города Алматы 200 новых автобусов мы рассматриваем лишь как начало масштабного проекта по переводу на КПГ всего автотранспорта республики. Наша компания обеспокоена состоянием окружающей среды, а эта инициатива наиболее актуальна. Только на стадии пилотного проекта в данное социальное мероприятие АО «КазТрансГаз» совместно с BG Kazakhstan инвестировало уже более полумиллиарда тенге. Специалистами нашего дочернего ТОО «KazTransGas LNG» представлена концепция развития использования КПГ в качестве моторного топлива до 2015 года. Согласно разработке планируется расширение данного направления на всей территории республики и появление до 100 АГНКС. Намерены мы продолжить совместную работу с BG group по развитию проектов перевода автотранспорта на КПГ. На первом этапе – в Западно-Казахстанской области, точнее в Уральске. Кстати, в активе «КазТрансГаза» также Концепция развития использования КПГ в качестве моторного топлива на 2010–2020 годы, предполагающая охват Южных и Западных регионов. Использование природного газа в регионах позволит снять напряжение, связанное с динамикой цен на рынке традиционного топлива. Применение нового ресурса увеличит транзитный потенциал страны, что особенно важно в свете развития транспортного коридора Западная Европа – Западный Китай с учетом того, что и Китай, и Россия активно внедряют и используют природный газ.

Но ждать эффекта от подобных социально-направленных проектов без государственной поддержки сложно. Более чем необходимо принятие обширной госпрограммы на уровне Правительства Казахстана. В связи с этим наше акционерное общество активно участвует в разработке проекта закона «О газе и газоснабжении», который поможет расставить все точки над «i» в отрасли.

Мария БУРКАЕВА

Казахстанская правда